КАК СЛЕЗТЬ С ИГЛЫ "ТАБУЛАТУР"?

И нужно ли избавляться от зависимости

Когда читаешь интервью известных и успешных музыкантов, то часто можно услышать такие мнения как: “В наше время не было никаких нот или табулатур произведений,поэтому мы все пытались снять на слух”.

Например Томми Эммануэль рассказывает, что он вместе со своим братом смотрел рекламные ролики по телевизору, а потом они устраивали соревнование — кто быстрей и более точно подберет услышанную мелодию на слух.

Или Дэвид Гилмор в своем недавнем автобиографическом фильме, о котором я писал ранее, говорит, что они всей группой запирались в специальных комнатах в муз. магазинах, залпом слушали новые пластинки Битлз, потом тут же подбирали эти песни и уже вечером пытались сыграть их живьем перед публикой.

То было по-своему чудесное время без табулатур,нот,самоучителей и youtube…

Сейчас же, создается такое ощущение, что скачать табу можно чуть ли не на любое услышанное вами произведение, будь то саундтрек из фильма, новый альбом вашей любимой группы или джингл из кофейни напротив.

Выросло целое поколение гитаристов, частью которого я являюсь в том числе, которое уже по своему не мыслит своей жизни без таких штук как Guitar Pro, Transcribe и прочих радостей современности.

Однако оказалось ли это благом или мы просто выпустили демонов из ящика Пандоры, которые теперь мешают нам развиваться как музыкантам?


Попробуем объективно разобраться в этом вопросе
Прежде всего скажу, что в принципе “табулатура” конечно же не является каким-то злом сама по себе.

Это всего лишь снятая на слух (правда не вами!!) или написанная самими авторами партия того или иного инструмента (в нашем случае мы будем говорить о гитаре).

Табулатура не спровоцирует у вас рак, от нее вы не ослепнете, у вас не заболят и не отвалятся пальцы.

По сути, если говорить с практической стороны,то это просто максимально удобный и быстрый способ выучить то или иное произведение.

И все.

Но к чему приводит злоупотребление табами? Вот об этом как раз хотелось бы поговорить подробней…

Давайте я как обычно приведу в пример небольшую метафору.

Представьте, что у вас есть задача прибыть из пункта А в пункт В. Такая классическая задача по математике.

Допустим вы можете сделать это пешком за 60 минут, на велосипеде за 20 и на автомобиле за 10.

С точки зрения вопроса экономии времени, нет никаких сомнений, какой вариант наиболее эффективный. Конечно же надо сесть на авто и спокойненько, наслаждаясь музыкой из магнитолы, доехать до нужного пункта.
Если у вас стоит задача срочно выучить какое-то произведение (достаточно сложное, чтобы просто быстро снять его на слух например), то конечно, идеальный вариант — это быстро скачать табу, глянуть что там и как, выучить и играть.

Не будем даже поднимать вопрос о том, что табы очень часто бывают низкого качества без учета всех нюансов.

Допустим таба официальная и в ней все расписано нота к ноте.

Конечно же, для оперативности легче скачать табу и сыграть через нее.

Но проблема современного музыканта в том, что он привыкает к тому, что всегда можно не напрягаться даже в тех ситуациях, когда никакая спешка не нужна и можно спокойно воспользоваться собственным слухом.

Зачем напрягаться и что-то снимать на слух, если http://www.911tabs.com/ находится на расстоянии одного клика?

Название этого сайта, как бы издеваясь, говорит нам, — я твоя скорая помощь, ну давай, я помогу тебе, только зайди на сайт и скачай табу…

Поэтому можно вынести вот такой вердикт.

Друзья, большая часть из нас, гитаристов (или других музыкантов), безбожно подсели на табы

Ну что тут греха таить.

Это стремление быстрого решения проблемы, желание экстенсивного развития вместо интенсивного, культ поверхностного восприятия информации родили “Культ табулатур”.

И все мы , в той или иной мере, его последователи и жрецы. Давайте признаемся в этом.

Повторюсь, я вовсе не хочу демонизировать табы и говорить, что это сплошное зло. Я и сам использую их в своей преподавательской практике, т.к. это сильно упрощает процесс восприятия информации учениками.

Давайте сравним это с морфием, который еще не так давно абсолютно свободно прописывали врачи широкому спектру заболеваемых, но использование которого часто приводило к злоупотреблениями ради получения удовольствия. (Привет Шерлок Холмс).

Как я уже сказал, я не вижу ничего дурного в том, чтобы глянуть в табулатуры, если реально лень “снимать произведение” или надо сделать это быстро. Но делать это постоянно?!

Конечно же нет!

По крайней мере, мне сложно представить становление серьезного музыканта, играющего исключительно по табам.

Мне вспоминается пример из замечательного мультфильма студии Pixar про робота “WALL-E”. Который разбирает мусор на планете где ранее жили люди, а потом оказывается на космическом корабле, где эти самые люди проживают. И видит их в абсолютно похабном, ожиревшем состоянии, когда лень даже оторвать задницу от своего кресла-каталки, чтобы приготовить себе пиццу.
Но ведь с определенной стороны логики такой подход оправдан? Ну действительно, зачем бездумно тратить калории, если все может сделать робот.

Это неэффективно!
Но в итоге организм недополучает нагрузку и деградирует.
И точно также и мы с вами, недополучая нагрузку на свой слух и уши в виде “сьема композиций”, — деградируем в определенном смысле как музыканты, или как минимум, в лучшем случае, топчемся на месте.

Согласитесь, ежедневные спортивные пробежки совершенно не опраданы с точки зрения перемещения из точки А в точку В (ну если вы конечно не бегаете, опаздывая с бешеными глазами от дома до работы

С этой колокольни — это бессмысленный процесс. Куда удобней решать эти вопросы с помощью автомобиля. Как и делают многие люди, доходя до такого состояния, что даже в киоск в 100 метрах от дома ездят на машине.

Но с точки зрения поддержания своего тела и,как следствие, — духа в форме — пробежки эффективны и еще как.

Так же и с табами и со сьемом на слух. Да, съем на слух, с определенной точки зрения не оправдан. Особенно, когда имеются официальные табы.

Но привычка пользоваться только табами приведет,выразимся так, — к “Ожирению и деградации” вашего слуха.

А вот постоянные практики сьема на слух будут тренировать ваше музыкальное “Я” и будут развиваться вас куда эффективней как профессионала.

В классической музыки кстати ситуация не лучше. Я достаточно часто пересекаюсь с классическими музыкантами и обращаю внимание на их просто жизненную необходимость в нотах.

Импровизации и съему на слух в классическом образовании не уделяется должное внимание (как мне кажется, по крайней мере).

Из-за этого можно встретить много «классиков», пилящих сложнейшие этюды Паганини, но которые теряются при необходимости поимпровизировать.

Не поймите, что я против классического образования.

Я сам плоть от плоти оттуда, все-таки музыкальная школа была моей базой. Но сразу вспоминается мем от Жириновского))
К чему я клоню…Недавно я посмотрел потрясающий мюзикл “La La Land”, пришел домой и воодушевленный начал подбирать и делать аранжировку на одну из мелодий.
Несмотря на то, что сами аккорды там не самые сложные, там есть некоторые джазовые кусочки, в которые мне приходилось очень внимательно и долго вслушиваться, чтобы понять, что за интервалы и аккорды там сыграны.

Признаюсь, после пары часов я чуток “опух” от происходящего.

И с затуманенным взглядом вбил в Гугле “La la land pdf”. На меня обрушился просто поток нот, аранжировок, переложений и прочего!

Словно дьявол появился в моей комнате и сказал: “Ну что ты мучаешься и главное “ЗАЧЕМ”?

Прими таблетку, скачай табы, там есть все ответы и тебе полегчает”.

Собрав волю в кулак, я закрыл все это и продолжил делать аранжировку (уже почти добил ее кстати).

Т.к. в данном контексте все эти готовые табы и ноты — это “купленное счастье” для меня.

Да, это было бы быстро и это было бы наверное более точно, чем то, что снял я.
Но это был бы не я.

Точнее я осознаю, что у меня хватило бы техники сыграть бы все то, что там было снято.

Но с ментальной точки зрения это был бы не я.
Что я хочу сказать этим?
Современному человеку, со всей его подключенностью к интернет-матрице становится просто на физическом уровне сложно заниматься съемом на слух.
Я сейчас говорю о ситуации в целом.

Понятно, что далеко не у всех так. Но в целом, я наблюдаю такую картину в себе, в своих друзьях-музыкантах и учениках.

Сложно взять и сесть снимать самому, если знаешь, что готовенькая таба скачивается за 30 секунд и находится на расстоянии 2-3 кликов.

У музыкантов из прошлой эпохи не было такой возможности, но значит и не было соблазнов.

Им приходилось впахивать своими ушами. И я вовсе не хочу тут сочинять тирады в духе “а вот раньше трава была зеленей”….

Нет, это просто объективный момент — отсутствие табулатур во многом являлось фактором появления многих великих музыкантов, которых мы знаем и любим сейчас.
Поэтому я выбрал для себя определенную систему занятий, которой хотел бы поделиться
1.Выделяйте осознанные блоки по занятиям “съемом на слух”. Пусть для начала это будут 30-60 минут и будет получаться так себе. Ничего страшного. Но это должны быть именно посвященные этому занятия, а не просто занятия в перерывах.

2.Умоляю, выключите нафиг все соц сети и не заходите в поисковики! Просто скачайте трэк и работайте с ним

3.Если не получается сдерживаться от соблазна и все-таки ненароком вас тянет подглянуть в табы, то выберите такие композиции, на которые просто нет таб (Вы удивитесь, но такие композиции все-таки существуют, хоть и находятся на грани вымирания и занесены в “Красную книгу”)

4.Делайте такие занятия систематично и вы почувствуете результат.
Вот увидите, такие занятие хорошо прокачают вас как музыканта. А удовлетворение от того, что вы смогли снять произведение на слух (пусть даже кусочек) будет лучшим мотиватором двигаться дальше.

В общем и целом, хотел бы подытожить, что истина конечно же посередине. Надо и использовать табы (по необходимости) и снимать на слух.

У нашего поколения есть огромные преимущества по сравнению с теми, кто был до нас.

У нас есть онлайн-доступ к килотоннам информации через интернет (и youtube в частности).

Но не стоит не забывать и недооценивать значение работы над своим слухом и самостоятельным разучиванием композиций.

Над этим тоже надо работать. Тогда и ваше развитие как музыканта будет более целостным и сбалансированным.

© i-guitar.ru 20.01.2017 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на сайт i-guitar.ru

Еще статьи