Сегодня хотел бы поделиться с вами одним простым, но в то же время достаточно эффективным упражнением на развитие навыка арпеджио (или проще говоря “перебора”) правой рукой.
Это упражнение будет интересно и даст максимальный толк прежде всего новичкам. Я в свое время придумал его в первую очередь именно для новичков и до сих пор использую его в своей учебной программе, когда преподаю.
Но более опытные музыканты могут использовать этот паттерн например для разминки или чтобы разогреть руки перед записью.
Итак за основу у нас берется аккорд, состоящий по сути из 2 нот: Ре и Ля. Только мы берем эти ноты на 4 струнах.
НАЗОВЕМ АККОРД D5
Выглядит его позиция следующим образом.
Берем этот аккорд исключительно в “классической” позиции левой руки.
То есть пальцы изгибаем как бы “коромыслом”, стараясь, чтобы они давили на струну под углом близким к 90 градусов.
Большой палец конечно же не вылезает за пределы грифа и находится плюс/минус в одной плоскости с вашим средним пальцем.
Пальцы стараемся поставить ближе к краю лада.
Эта позиция сама по себе представляет интерес для новичка, т.к. с помощью нее можно тренировать классическую постановку левой руки, что очень сильно пригождается в разных произведениях (особенно где есть разные гаммообразные мелодии), также формируется растяжка между пальцами левой руки.
Пальцы правой руки кладем на 4,3,2,1 струны и для начала пытаемся взять все струны вместе.
Избегаете рывковых, дергающих движений правой руки и больше старайтесь сыграть именно пальцами.
Если взять аккорд получается и все ноты звучат чисто, то можно переходить к следующей части.
Мы будем двигать эту позицию вверх и вниз по грифу по следующей формуле.
Где эти цифры обозначают лад на 3ей струне, с которого вы играете эту позицию.
То есть первоначально эта позиция подразумевает 3ю струну на 2ом ладу. Далее мы сдвигаем эту позицию на 2 лада вверх и получается берем ее от 3ей струны 4 лада.
И так далее по формуле до 12 лада и потом обратно. 4ая струна всегда открытая.
Создается достаточно приятно уху звучание, но задача упражнения конечно не в этом
По сути мы получили некий “паттерн” или заготовку, на основе которой далее будем отрабатывать разные схемы игры переборов правой руки.
В правой руке у нас каждый палец отвечает за свою струну, поэтому путаницы тут быть не должно.
4 струна = большой палец 3 струна = указательный палец 2 струна = средний палец 1 струна = безымянный палец.
Вот некоторые из схем для игры правой рукой, которые я предлагаю попробовать вам для этого упражнения:
а) 4-3-2-1 (соответственно играем сначала 4 струну большим пальцем , потом 3 — указательным, потом 2 — средним и потом 1 — безымянным) b) 4-3-2-1-2-3 c) 4-1-2-3 d) 4-3-21-3 (тут мы играем на 3ю долю 2ую и 1ую струны вместе) e) 4-2-3-1 (привет межструнные скачки, сначала может быть некомфортно, но постепенно привыкнете) f) 2-1-3-4 (попробуем начинать каждую позицию не с басовой струны) g) 1-3-4-2
Сначала прогоняем все позиции аккорда одной формулой (4-3-2-1 на одной позиции, далее сместили позицию и опять 4-3-2-1 и так далее, пока не сыграете все позиции).
Потом меняем формулу.
И так далее. Всего по законам комбинаторики, если я не ошибаюсь, можно придумать 24 подобных схемы)) Но я обычно играю 5-7 схем.
Как я уже сказал, это упражнение крайне полезно для новичков и позволяет хорошо отработать технику “переборов” + дополнительно разрабатывает растяжку на левой руке.
Как показывает моя преподавательская практика, если играть это упражнение регулярно хотя бы по 5-10 минут в день, то моторика правой руки улучшается значительным образом всего за пару недель.
В заключении — конечно же не стоит сильно погружаться в подобные упражнения. Их нужно играть порционно, четко понимая их задачу — отработка технического навыка и улучшение моторных функций, которые необходимы для исполнения произведения.
Но эти упражнения играть вас конечно не научат, поэтому основное внимание, разумеется, уделяйте в первую очередь непосредственно музыке.