ПРАКТИЧЕСКАЯ МУЗ. ТЕОРИЯ ДЛЯ ГИТАРИСТА
ЧАСТЬ I - НОТЫ

Подобные материалы — это своего рода “методички” для моих видео по музыкальной теории для гитариста.
Начнем мы с атомов и молекул музыкальной вселенной — нот.

Для начала давайте рассмотрим базовые основы на примере пианино.

Вы можете воспользоваться любым приложением-эмулятором пианино для телефона или планшета (таких приложений уже выпущено много).

Или воспользоваться вот такой онлайн программой по ссылке
ЧИСТЫЕ НОТЫ
Как нам всем известно с детства — нот всего 7.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си

На клавиатуре фортепиано эти ноты находятся на белых клавишах.
Эти белые клавиши располагаются на клавиатуре группировками по 7 нот, которые повторяются.

Расстояние от одной ноты до другой называется “Октава” (об этом мы еще подробно будем говорить далее).

Таким образом, клавиатура пианино представляет из себя 7,5 вот таких групп по 7 нот, расположенных горизонтально по клавиатуре.
Ноты звучат одинаково по своей основе, но по разному по высоте.
Вспомните эффект перематывания аудио-кассеты, когда во время перемотки голос в песне ускорялся и становился пискляво высоким.

Или наоборот, когда кассету зажевывало, то голос замедлялся и становился ниже по звучанию.

Также и здесь, возьмите к примеру ноту «До» в разных октавах как показано на рисунке
Вы услышите, что эти ноты звучат как бы одинаково и родственно, но просто одна выше по звучанию, а другая ниже.

Если вы пока что эту взаимосвязь не слышите — ничего страшного, этот навык разовьется со временем.
ЛАТИНСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ НОТ
В классической русской музыкальной практике ноты обозночаются и называются именно так, как я написал выше — До,Ре,Ми.Фа,Соль,Ля,Си

Но на Западе принято обозначать ноты не Кириллицей, а латинскими буквами. Что может быть сперва непривычно русскому человеку.

Соответственно, у каждой ноты есть своя латинская буква.

C — До
D — Ре
E — Ми
F — Фа
G — Соль
A — Ля

Относительно ноты “Си” есть 2 разных подхода. В так называемой “Немецкой школе” нота “Си” обозначается как “H”, и в этой же системе “B” значит “си-бемоль”.

А в англоязычном мире “Си” обозначается как “B”, а “Си-бемоль” как “Bb”.
Большая часть современного образовательного музыкального контента основывается на английском языке, поэтому предлагаю отталкиваться от обозначений Английской школы.

Итак, еще разок:

C — До
D — Ре
E — Ми
F — Фа
G — Соль
A — Ля
B — Си

Соответственно, если вы взгляните на клавиатуру из приложения, то увидите, что эти белые клавиши, которые мы привыкли называть До,Ре,Ми.Фа,Соль,Ля,Си обозначаются латинскими буквами.
Цифры рядом с буквами означают номера октав.

В русскоязычном мире современного муз. образования сложилась интересная и слегка забавная система — обозначаем ноты на бумаге мы латинскими буквами, а вслух читаем русскими обозначениями.

Например, если мы запишем ноту “C”, но назовем ее вслух “До”. Хотя некоторые и назовут ее “Цэ”.

Тут кстати есть интересная путаница, что если ноту “С” читать по английски, то это будет звучать как “Си”. В то же время, в русскоязычном мире “Си” — это отдельная нота, которую англичане обозначают как “B” :))

В общем, постарайтесь не запутаться, со временем привыкнете.
ПОЛУТОН
Однако, если посмотреть на нотный стан внимательно, то ноты C,D,E,F,G,A,B занимают лишь белые клавиши.

А как же быть с черными клавишами и что они значат?
Самое время ввести такой термин как полтона.

ПОЛТОНА — это единица измерения расстояния между нотами. Тоесть это обычная мера измерений как килограмм, метр, джоуль итд.

Так вот, минимальное расстояние между нотами на клавиатуре фортепиано — это полтона.

И расстояние это располагается не между нотами “С” и “D”. А между нотой “С” и следующей за ней черной нотой.

Введем еще 2 фундаментальных термина музыки:

# — это повышение ноты на полтона
b — это понижение ноты на полтона.

Итого эта черная клавиша между нотами “C” и “D” одновременно является и С# (читается как “До-диез”) и Db (Ре-бемоль).
ЗВУКОРЯД ИЗ 12 НОТ
Далее, если пройтись по всем клавишам, как белым, так и черным, стартуя от “C” и заканчивая в “C” следующей октавы, то мы получим 12 полутонов.

Есть разные подходы и точки зрения, можно ли называть эти черные клавиши (полутона) нотами и тем самым получается суммарно 12 нот, или нот все-таки только 7 основных (белые клавиши).

Предлагаю называть эти полутона одельными нотами. Не потому что я являюсь сторонником этой теории, а потому что в практическом контексте эти полутона часто называют нотами.

Так удобнее.

Итого мы получаем звукоряд из 12 нот.

C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B

Круг замыкается, далее снова идет нота “C”.

Обратите внимание, что существуют белые клавиши, между которыми нет черной клавиши.

А именно между нотами “E” и “F”. А также между нотами “В” и “С”.
Соответственно между этими нотами расстояние полтона. Между всеми остальными нотами расстояние — 1 тон (“С” и “D”, “D” и “E” итд)

Тем самым нет E#,а есть сразу нота F (на самом деле E# встречается в классических нотных транскрипциях и там есть вполне логичное объяснение этому.

Но сейчас, чтобы не захлебнуться в информации, я эту тему раскрывать не буду). И нет B#, а сразу идет “С”.

Этот звукоряд из 12 нот (7 белых клавиш и 5 черных) образуют 1 октаву и повторяется по всей длине клавиатуры пианино. Эти ноты являются основой музыки.
РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА ГИТАРЕ
Однако давайте перейдем от пианино к гитаре и разберемся как весь этот механизм с нотами работает на этом инструменте.

Гитара инструмент достаточно специфический и не совсем наглядный в плане изучения теории.

Состоит гитара из 6 струн (обычно) и каждая струна настраивается на свою ноту.
Есть так называемый “классический строй” гитары.
1 струна — нота “Е”

2 струна — нота “В”

3 струна — нота “G”

4 струна — нота “D”

5 струна — нота “A”

6 струна — нота “E” снова (на 2 октавы ниже чем “Е” на первой струне)

Ради интереса можете сопоставить звучание открытых струн вашей гитары со звучанием этих же нот на пианино.

Одинаковые ноты должны звучать в унисон.

Эти же ноты вы можете увидеть на тюнере например, когда настраиваете свою гитару.
Далее, если идти вверх по ладам грифа, то каждый лад гитары — это повышение ноты на пол тона.

Например, если открытая первая струна на гитаре — это “Е”. То 1 струна на 1 ладу — это “F”, 1 струна на 2 ладу — “F#” итд.

Таким образом можно выстроить ноты на грифе гитары до 5 лада.
Не спешите учить сразу все ноты — захлебнетесь!

Начните хотя бы с запоминания нот до 5 лада. Это гораздо проще, да и эти лады на начальном этапе вам будут нужны более всего.

Собственно, если отсчитать на открытых струнах ноты на грифе, то на 12 ладу мы получим октаву.

Обычно на грифе этот лад специально обозначается двумя точками.
КАК УЧИТЬ НОТЫ НА ГИТАРЕ
Вот пара рекомендаций и заданий.

  1. Выучите латинские обозначения нот
  2. Поиграйтесь немного с клавиатурой пианино (вживую или через онлайн версию). Посмотрите и запомните, что «чистые» ноты располагаются на белых клавишах. А полутона на черных.
  3. Поиграйте одни и те же ноты в разных октавах на пианино. Прочувствуйте их родственную составляющую
  4. Выучите назубок звукоряд из 12 нот
  5. Выучите какие ноты соответствуют открытым струнам на гитаре (всего 6 струн, учить не так много)
  6. Потихоньку учите ноты хотя бы до 5 лада
  7. Старайтесь видеть эти ноты в мелодиях, аккордах, которые вы играете — визуализируйте гриф!
  8. Разбавьте свои гитарные занятия небольшими мини-блоками на выучивание нот. Это могут быть разные креативные задания типа:
8.1 Найти все ноты «Е» на всех 6 струнах до 5 лада
8.2 Выписать из каких нот состоят аккорды из вашей любимой песни
8.3 Подобрать любую мелодию на гитаре (желательно для начала простую) и расписать из каких нот она состоит
8.4 Используйте генератор случайных чисел. http://randstuff.ru/number/

Например забейте интервал от 1 до 12 (или для начала можно брать небольшой интервал 1-3, 1-5 итд) и пусть программа выдает вам цифру, а ваша задача сказать вслух ноты на этом ладу на всех шести струнах.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ БЛОКА#1
Нот не стоит пугаться. Структура и расположение нот — это тема гораздо проще для понимания, чем может показаться. Не лезьте сразу учить ноты на нотном стане, отработайте для начала то, о чем написано в этой статье и это уже будет большой шаг вперед.

© i-guitar.ru 18.02.2017 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на сайт i-guitar.ru.
Еще статьи