Музыкальная теория и игра на гитаре — враги или союзники?

Недавно я вспомнил разговор, который у меня состоялся с одним достаточно известным профессиональным пианистом. Этот совсем не молодой уже человек просто уничтожал меня своей игрой и знанием джазовой теории.

Он сидел за роялем, попутно отпуская всякие смешные реплики, и жонглировал аккордами и мелодическими линиями настолько виртуозно и воздушно, что оставалось только просто наблюдать и наслаждаться. Это было необычайное удовольствие.

Но, когда я спросил у него : “А вы пишите свою музыку, свои композиции?”, — он посмотрел на меня с толикой удивления и сказал что-то вроде, что он профессиональный музыкант в крупном, уважаемом оркестре (и это было чистой воды правда!), ему нравится играть чужую музыку и преподавать музыку студентам.

Признаться я был немного шокирован. Я знаю уйму людей, которые освоив, грубо говоря, “три блатных аккорда” уже вовсю рвутся писать “свое”. Некоторые клипают по альбому в год. А тут, передо мной сидел человек, чей уровень знания музыки и мастерство были выше любых ожиданий…и он не хочет писать свою музыку, почему?

И при этом мой друг Евгений Полуяхтов делает просто бомбические, на мой взгляд, аранжировки и композиции с минимальным знанием теории, но с сильным желанием и страстью к искусству.

Что одних людей заставляет рыться и грызть гранит музыкальной науки без желания творить, а других тянет творить, но не разбираться в музыкальных основах?

Конечно, мой пример с проф. музыкантом слегка утрированный, но, как мне кажется, вполне адекватно отражает общую ситуацию с рынком музыкального проф. образования. Консерватории и муз. колледжи ежегодно выпускают сотни музыкантов, которые в большинстве своем даже не пытаются сочинять свой материал.

Возникает вопрос, а на черта собственно нужна вся эта муз. теория, неужели только для того, чтобы переигрывать чужие произведения? И нужна ли она вообще?

Такие примеры как Beatles, Tommy Emmanuel, Pink Floyd как бы намекают нам, что теория это далеко не главное.

Так нужно ее учить или нет, и если “да”, то в каком объеме?

Этой статьей я бы хотел открыть мой цикл лекций и материалов по действительно необходимой гитаристу теории. Конкретно эта статья имеет скорее вводный характер и в ней я покажу свое отношение к муз. теории в общем.

Определенный базис теории нужен.

Все-таки я убежден, что определенный базис теории необходим любому музыканту и даже самому убежденному самоучке.

Знать такие вещи как:интервалы, трезвучия, септаккорды — это совсем не сложно и усваивается за пару недель. Но позволяет взглянуть на музыку совсем под другим углом.

Практика показывает, что даже самые убежденные самоучки-противники классической муз. теории в том или ином виде рано или поздно осваивают базовую теорию, либо просто перестают заниматься музыкой.

Теория нужна в определенном объеме.Определитесь, какой именно блок теории вам необходим

Прежде всего, нужно понять, что сам термин “музыкальная теория” очень многогранен. Вас интересует по какому принципу подбирал Кобейн квинты для песен Nirvana или отличия в подходах к построению гармоний венских композиторов 18 века?

И то и другое относится к термину “гармония”.

Поэтому, вроде очевидный момент, но не нужно покупать общие книжки по муз. гармонии. Поверьте мне, если у вас нет нужной классической базы, они вас только раздосадуют, потому что ситуации аля “смотрю в книгу-вижу фигу” начнутся с самой первой страницы 🙂

270e2f75c9f34814c35b4556600c8840_i-41791

Все эти учебники по гармонии Абызовой и Мясоедова, которые вы можете найти практически в любом крупном музыкальном магазине, могут отбить желание изучать теорию даже у очень усердного человека.

Гораздо эффективней изучать то,что может пригодиться вам здесь и сейчас.

Играете рок-н-ролл? Отлично! Значит нужно искать такой учебник, пособие, преподавателя, youtube канал, который посвящен именно теории рок-нрола. Таких материалов уже очень много в интернете (в основном англоязычных конечно). Останется лишь посидеть пару вечеров за компьютером, отделяя зерна от плевел в поисках “своего” учебника, преподавателя или канала. Я уверен, что вы обязательно найдете что-то, что поможет вашему теоретическому базису. Было бы желание!

А еще лучше, снимите на слух парочку гармоний Чака Бэрри или Элвиса, а потом попробуйте найти информацию по их анализу в интернете и разобраться по каким принципам это работает. Такие изыскания можно превратить в интересную и увлекательную игру, стоит лишь начать.

Хотите погрузиться в основы джазовой гармонии? Снимите или разберите парочку простых джазовых стандартов типа Girl from Ipanema или Take Five, проанализируйте из каких аккордов состоит гармония, по какой закономерности она развивается.

Тяжело все это делать в одиночку, но очень хочется? Ну что ж, тогда найдите преподавателя, который специализируется на этой стилистике и попросите объяснить и показать то, что вам нужно.

Старайтесь сразу применять теорию в практику

Теория и гроша ломаного не стоит, если вы ее не применяете. Избитая мысль? Наверное… Но, блин, давайте я повторю ее еще раз другими словами!

“Выучили что-то новое по муз. теории? СРАЗУ ЖЕ попытайтесь применить это в своей игре”

Простите за капс, но я хочу подчеркнуть значение слов «Сразу же» — не нужно изучать теорию в складчину. Ничего, кроме захламления своей головы бесполезными знаниями вы этим не добьетесь. Надо применять знания здесь и сейчас, не дожидаясь подходящего момента.

Выучили как работают септаккорды? Superb — самое время переиначить ваши старые аранжировки и разукрасить их новыми интервалами.

Узнали, как устроен лидийский лад? Придумайте соло или фразу с ним, поиграйтесь с ним в разных тональностях.

Выучили фишку с перкуссией на акустике, а слабо теперь придумать такую же в этой стилистике?

theory-practice11

И так далее и тому подобное. Мало того, что таким образом вы просто напросто лучше усвоите пройденный материал, так к тому же станете сильней и интересней как музыкант, а в некоторых случаях даже получите вдохновение для своих новых композиций.

Не зацикливайтесь на чем-то одном. Используйте «Эффект Колумба»

Чтобы стать полноценно развитым в музыкальном плане музыкантом нужно выделять занятия для творчества в том же объеме, что и занятия по теории и технике

Я достаточно подробно изучил образовательный ресурс  такого музыканта как Tobias Rauscher, который называется “Guitar academy”, посвященные в основном акустической гитаре.

Но, помимо многих других полезных тем, меня особенно заинтересовал блок, посвященный сочинительству и использованию теории для сочинения песен.

В этом блоке Тобиас показывает, как сочинял один из своих youtube-хитов под названием “Memories”. И он рассказывает, что изначальная базовая идея была —  сделать открытый строй, который образовывал бы минорное трезвучие (вот оно какое-никакое минимальное знание теории).

tobias

Речь идет о строе Eb-G-D-G-Bb-D  (который как раз таки образует Gm, если играть струны подряд с 5ой струны), а потом уже в течении 20-30 минут просто ковырялся в этом строю без каких либо привязок к аккордам, позициям итд (а по другому и сложно это представить, если речь идет об альтернативном строе).

Тобиас называет этот процесс “Эффект Колумба”, когда вы вроде держите в руках знакомый вам инструмент, однако на котором нарушены законы гармонии, образования аккордов итд.

По возможности посмотрите это двадцатиминутное видео, где Тобиас просто экспериментирует с этим строем и пытается выдумать новую мелодию (доступно для подписчиков  Guitar academy) и непременно воспользуйтесь этой техникой. Перестройте гитару в альтернативный строй.

Необязательно прям выдумывать новые, можете начать с уже ставшего “попсовым” DADGAD. И начать сочинять, используя только свои уши и пальцы.

Таким образом, вы сможете развивать свою креативность без строгих ограничений теорий (хотя на 100% вы конечно от них никогда не уйдете, тк ваши ушам нравится то, что им привыкло нравится).

Старайтесь сделать ваше следующие произведение интересней или по-другому, чем предыдущее

К сожалению, распространенная проблема многих самоучек и композиторов, не изучавших муз. теорию — это многочисленные самоповторения.

Грубо говоря, написать 1-2 альбом на основе вдохновения, “ковыряний” и слуха может и получится. Но, если вы не будете развиваться дальше как музыкант, в том числе в плане теории, то вы всегда наткнетесь на стену самоцитирований.

Все как завещал Юрий Лоза)))

26659

Есть множество крутых групп с хитовыми песнями и даже хитовыми альбомами, песни которых однако похожи одна на другую и слышать их становится немного скучновато.

Но есть и контрпримеры. Посмотрите, как развивалось творчество группы Deep Purple например (хотя это конечно далеко не группа самоучек, что уж тут говорить) или уже упомянутых мной Beatles. Все это примеры групп, которые плотно работали над своим материалом, стараясь сделать его лучше или хотя бы по-другому с каждым разом.

Вы можете выбрать — пытаться вечно ходить в темноте по музыкальному лабиринту, имея при этом пусть даже самую лучшую интуицию или научиться зажигать факел и улучшить свое зрение.

Как пример: возможно вы круто снимаете на слух, но у вас “труба” с построением интересных мелодических фраз. Тогда изучите, как работают разные лады :дорийский, лидийский итд, поверх какие аккордов их можно сыграть и как это звучит. Начните экспериментировать в этой муз. лаборатории и, возможно, вы получите идеи нескольких новых трэков.

Или наоборот, вы супер подкованы в муз. теории, но вам не даются аранжировки и сочинительство. Бросьте вы все свои знания и теорию нафиг! Серьезно! Хотя бы на 40-60 минут. Заварите чайку или чего покрепче и начните просто блуждать по грифу в поисках идей, гармоний, ритмов итд. Только не ждите, что все круто получится с первого раза! Но, если вы действительно хотите сочинять, то, практикуя подобное на регулярной основе, у вас начнет получаться все лучше и лучше.

В общем, нужно определить, в какой части теории или техники вы отстаете и что мешает вам развиваться. Улучшите эту область и прогресс не заставит себя ждать.

Как некий итог скажу следующее:

  1. Играя на гитаре неплохо было бы знать хотя бы базовые вещи, такие как: интервалы, трезвучия и их построения на гитаре, система CAGED итд. Это вполне доступные для понимания вещи, которые можно освоить и «вбить в руки» всего за пару месяцев.
  2. Не нужно сильно углубляться в теорию, если у вас отстает практика
  3. Если вы наоборот захлебываетесь от знания теории, то вернитесь к истокам и попробуйте открыть для себя инструмент заново — например через сочинительство в альтернативных строях
  4. Знайте хотя бы ориентиры по тому, что вам нужно улучшить в своем знании теории.
  5. Не хватайтесь за все подряд. Узнать, что из себя представляет гармония VI-VII-I  в миноре и почему она является основой множества музыкальных хитов куда лучше,чем анализировать теорию музыки “в общем”.
  6. Постарайтесь создать симбиоз теории с практикой, чтобы они взаимодополняли друг-друга и развивали вас как музыканта.

В следующих статьях по муз.теории для гитариста я буду методично шаг за шагом рассказывать те теоретические аспекты, которые я считаю необходимыми для каждого гитариста.

Увидимся!

© i-guitar.ru 23.12.2016 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.