Недавно я вспомнил разговор, который у меня состоялся с одним достаточно известным профессиональным пианистом. Этот совсем не молодой уже человек просто уничтожал меня своей игрой и знанием джазовой теории.
Он сидел за роялем, попутно отпуская всякие смешные реплики, и жонглировал аккордами и мелодическими линиями настолько виртуозно и воздушно, что оставалось только просто наблюдать и наслаждаться. Это было необычайное удовольствие.
Но, когда я спросил у него : “А вы пишите свою музыку, свои композиции?”, — он посмотрел на меня с толикой удивления и сказал что-то вроде, что он профессиональный музыкант в крупном, уважаемом оркестре (и это было чистой воды правда!), ему нравится играть чужую музыку и преподавать музыку студентам.
Признаться я был немного шокирован. Я знаю уйму людей, которые освоив, грубо говоря, “три блатных аккорда” уже вовсю рвутся писать “свое”. Некоторые клипают по альбому в год. А тут, передо мной сидел человек, чей уровень знания музыки и мастерство были выше любых ожиданий…и он не хочет писать свою музыку, почему?
И при этом мой друг Евгений Полуяхтов делает просто бомбические, на мой взгляд, аранжировки и композиции с минимальным знанием теории, но с сильным желанием и страстью к искусству.
Что одних людей заставляет рыться и грызть гранит музыкальной науки без желания творить, а других тянет творить, но не разбираться в музыкальных основах?
Конечно, мой пример с проф. музыкантом слегка утрированный, но, как мне кажется, вполне адекватно отражает общую ситуацию с рынком музыкального проф. образования.
Консерватории и муз. колледжи ежегодно выпускают сотни музыкантов, которые в большинстве своем даже не пытаются сочинять свой материал.
Возникает вопрос, а на черта собственно нужна вся эта муз. теория, неужели только для того, чтобы переигрывать чужие произведения? И нужна ли она вообще?
Такие примеры как Beatles, Tommy Emmanuel, Pink Floyd как бы намекают нам, что теория это далеко не главное.
Так нужно ее учить или нет, и если “да”, то в каком объеме?
Этой статьей я бы хотел открыть мой цикл лекций и материалов по действительно необходимой гитаристу теории.
Конкретно эта статья имеет скорее вводный характер и в ней я покажу свое отношение к муз. теории в общем.