Перевод статьи Adam Rafferty — «Don’t use metronome»

Всем привет!

Сегодня немного продолжим развивать тему об игре под метроном, которую я начал в видео «Ритмические тренажеры».

В этом видео я упомянул статью Адама Рафферти под названием «Не играйте под метроном», где Адам в пух и прах раскритиковал подход к занятиям под метроном, и где он аргументирует в пользу развития внутреннего чувства грува.

Я сделал перевод этой статьи.

Осторожно многобукв, но крайне рекомендую внимательно прочитать этот текст, если вы серьезно интересуетесь игрой на гитаре.

Лучше конечно, по возможности, изучить эту статью в оригинале, т.к. она содержит достаточно много исконно английских терминов, которые не имеют прямых аналогов в русском. Да и в комментариях к статье Адам дает некоторые пояснения своей точке зрения.

Ну и не судите строго, все-таки я не профессиональный переводчик 🙂

Ссылка на оригинал статьи http://www.adamrafferty.com/2008/02/27/dont-use-a-met..

Итак, поехали:
____________________________________________________________________
«Недавно один из моих новых фанатов, который нашел меня на Youtube, задал мне вопрос — занимался ли я под метроном для того,чтобы улучшить свое чувство ритма (грув).
Не самый простой вопрос и тема для разговора и я уверен, что некоторое из того, что я собираюсь сказать здесь у кого-то вызовет недоумение.

Можно сказать, что одной и той же цели можно добиться разными способами. И я могу лишь говорить о том, что сработало для меня, кроме того, разумеется, есть еще много вещей, которым мне предстоит научиться.

Итак. Я никогда, НИ-КО-ГДА, не занимался под метроном. И я не рекомендую этого в принципе. Я конечно пытался пару раз, но выключал его к черту спустя 5 минут. Это правда, я нисколько не шучу.

Давайте для начала вернемся к основам терминологии — что такое “Грув”, что такое “Ритм”. Что такое “Время” (тайминг) ? И чего вы собственно желаете добиться, занимаясь под метроном? Зачем делать это?
Мне достаточно сильно повезло и я учился у потрясающего преподавателя — пианиста Майка Лонго. Он учил меня ритмике, в свою очередь он научился этому от Диззи Гиллеспи.

Есть гигантская разница между понятиями “ритм от разума” и “ритм от сердца”. Также я разделяю такие понятия, как “время” и “пульс”. Играть музыку, основанную на африканской ритмике — это совсем не то же самое, что играть исконно европейскую музыку. То, что привело меня к правильному пониманию ритма — это обучение игре африканских ритмов на барабане. (То, чему Майк Лонго в свою очередь научился у Диззи Гиллеспи).

Примечание перевода: Подробнее о ритмической концепции, основанной на игре на барабане вы можете посмотреть на сайте Адама http://studywithadam.com/

Законы физики начинают работать, когда вы играете на этом “барабане” правильно. Это ритм в размере 12/8 где 3,4,6 и 12 доли разделены — но вы делаете это вовсе не разумом! В Европейской ритмической концепции, конечно, есть вся эта полиритмия и длительности нот, но акцентировка, которая уникальная для африканской ритмики скрывается именно в ритме барабана.

Я не берусь судить, какой из подходов лучше. Я просто пытаюсь сказать, что подобно Эйнштейну, который открыл E=mc2, африканские барабанщики и музыканты открыли и показали определенные музыкальные аспекты ритма, которые, на мой взгляд, не раскрыл никто в Европе.

В свою очередь такие великие композиторы как Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Равель, Стравинский раскрыли в полной мере такие вещи как гармония, мелодия, ритм и сделали это так, как не делали африканские музыканты.

Как только вы ощутите этот грув подобно барабану, то такие вещи как динамика, аппликатура, да все в целом — начнут соотносится с этой новой ритмической концепцией.
Вот небольшая мелодия, где я погрузился в ощущение грува.

Грув начинается с 0:42

Давайте представим разные вещи в нашей жизни, у которых есть “пульс”, который нельзя уравнять с помощью какого-то внешнего источника ритма. Например: прыжки через скакалку, крутить баскетбольный мяч на пальце, жонглирование, танцы, ритм человеческого сердца — это лишь одни из примеров. Ничто из перечисленного не может делаться по часам, да в этом нет никакого смысла! Только представьте прыжки на скакалке под метроном!

Заблуждения, которые кроются в занятиях под метроном это:

1) Будто время линейно (а оно не линейно,это один большой момент “Здесь и сейчас”)

2) Берется за истину, что перечисленные выше действия, основанные на пульсации (африканские ритмы, жонглирование, прыжки на скакалке), состоят из идеально измеримых и раздельных фрагментов. Это не так! Существует естественная, природная система подобно приливам и отливам — нет ничего страшного в том, чтобы ускориться или замедлиться в зависимости от контекста.

Извлечение нот в четкое интервальное время не имеет ничего общего с грувом и ритмом тела. Клик убивает грув.

Я играл с многими музыкантами, которые идеально попадали в клик, но у которых не было грува.
Также мне довелось поиграть с “груверами”, которые не всегда идеально следовали метроному, но зато у них получался грув.

Недавно я играл в группе, где у одного из музыкантов не очень получалось играть с грувом. Порой он звучал слишком “вперед” по сравнению с остальной группой, а иногда, наоборот, слишком “назад”.Он был ориентирован на “метрономичное мышление”, в то время как группа играла согласно африканской концепции.

Это диаметрально разные подходы в ритмике. Это был даже куда более серьезный вопрос, чем “спешить” или “запаздывать”. Это было просто как 2 разных вселенных!

Музыканты, играющие с грувом, могут играть быстрей или медленней и все равно звучать “в кассу”. Послушайте старые записи Stevie Wonder, Earth Wind and Fire или Count Basie или John Coltrane. Есть ли на них замедление или игра вперед? Разумеется — но там грув на 1000% в тему!

С другой стороны, самая негрувовая хренотень из тех, которые я слышал — это музыка, созданная с помощью секвенсеров и драм-машин, с идеально ровными тактами, измеренными под метроном и сыгранными по идеальным математическим стандартам (но не стандартам “человеческого сердца”).

Никакие слова, из тех, что я здесь пишу не объяснят вам в полной мере то, о чем я говорю. Неважно насколько вы талантливы, вам нужно играть с более опытными музыкантами, которым вы открыто доверяете в плане грува (который идет от сердца) и которые могут научить вас ему. Это такой навык, который передается по наследству.

Alvin Queen — один из величайших джазовых ударников из ныне живущих и беглый просмотр видео онлайн не может в полной мере раскрыть его талант. Он был на подхвате у Elvin Jones (примечание: барабанщик Джона Колтрейна, который записал с ним несколько наиболее известных джазовых альбомов) и в возрасте 12 лет играл вместе с Колтрейном.

Попробуйте поиграть медленный грув вместе с ним — и он настолько глубокий, обширный и “в кассу”, что вам начнет казаться, что вы играете “вперед”. Попробуйте поиграть с ним в быстрых темпах, но берегитесь, т.к. он играет настолько мощно, что может возникнуть ощущение, что он толкает вас. Посмотрите его видео на Youtube. Он великий, спросите любого, кто играл с ним.

Элвин говорит, что никогда не занимался под метроном.

Цитата: “Я занимался тогда, когда не использовали метроном, который мог бы показать тебе как триоль или восьмая нота должны звучать, поэтому преподаватель показывал нам, как она звучит и ты напевал этот звук сам себе на протяжении недели и если ты забывал его, то это было твоим уроком и на следующую неделю.
Это, конечно же, более затратно,когда вы должны платить за эти занятия, но так я научился различать шестнадцатые, восьмые ноты и четверти”

 

Что вы можете сделать, чтобы улучшить свой грув?

1) Доверяйте своему внутреннему ощущению больше, чем своему разуму.

2) Танцуйте!! Мне абсолютно все равно, кто и что говорит по поводу своего чувства ритма. Выйдете на танцпол и почувствуйте, что скажет ваше тело и ноги. Я люблю танцевать. У вас получается забавно? Чтож, возможно тогда у вас настолько же забавно получается играть музыку. Никаких отговорок — танцуйте!

Грустная реальность — это то, что я видел на дискотеках МНОГО обычных людей с потрясающим чувством своего тела и ритма во время танцев. И такие люди чувствуют ритм лучше, чем многие музыканты, когда играют.

3) Играйте с самыми крутыми груверами, которые есть поблизости. Идите прямо навстречу ситуациям, которые кажутся пугающими и боритесь со своим страхом выхода из зоны комфорта, который у вас возможно есть.

4) Играйте блюз, играйте “с душой”. Куда проще разобраться в мире гармоний и мелодий, основанных на базе блюза и его монументальном груве, чем играть сложную, замороченную музыку и потом пытаться вернуться назад и словить грув.

5) Знайте, что люди любят грув. Позвольте вашей аудитории участвовать, а не только смотреть на вас. Вопрос не только в вас — это вопрос вибрации и магии.

Большинство людей не осознают, что когда я играю навороченные соло — я сфокусирован на груве. И в то же время, игра “in the pocket” (грувово, в кассу) позволила мне прийти ко множеству технических решений, до которых я бы в противном случае никогда бы не дошел.

Ритм — это основа музыки, так и относитесь к нему соответственно.

“It don’t mean a thing if it ain’t got that swing” (Без свинга это бессмысленно) — Duke Примечание перевода: это известная фраза из песни Дюка Эллингтона)

“Just because a record’s got a groove don’t mean it’s in the groove” – Stevie

Примечание перевода: как-то удобоваримо перевести эту фразу из песни Стиви Уандера “Sir Duke” сложно, т.к. речь здесь о игре над значениями слова groove в английском языке. Помимо чувственной ритмической игры, groove так же значит прорези на пластинке (не знаю, как они называются на русском), собственно через которые и происходит запись музыки на пластинку. вот как они выглядят, если кто забыл

record-vinyl-microgrooves02-1500-85a0c5550440364f572d1e768a96a82b1 amandaghassaei-3dprintedrecord-cad11

Соответственно в этом предложении построена ирония, что даже если на записи есть groove (прорези), то это не значит, что сама запись сыграна в груве.

“Никогда не доверяйте ударнику, который не может танцевать” – Art Taylor (как мне кажется)»

ADAM RAFFERTY

Don’t Use a Metronome


27 February 2008

Перевод — Дмитрий Ильясов
Октябрь 2016

_____________________________________________________________________
Интересно, что Адам в этой статье как контрпример игре под метроном приводит пример танцев, мол там движение исключительно «от сердца». Я не поленился и вырезал кусочек из видеобиографии Пакко Де Лусия, в профессионализме которого, я думаю, сомневаться не приходиться.

И в этом видео танцор фламенко из его группы рассказывает о том, как Пакко заставлял его заниматься танцами под метроном и это дало нужный эффект)) В общем посмотрите сами, видео прикладываю.

 

В целом, мое мнение по поводу метронома таково, что, наверно, играть под него исконно грувовые вещи типа Майкла Джексона или Стиви Уандера не стоит.

Но вот отработка чисто технических упражнений, направленных на развитие моторики пальцев, например хроматизмы, легатные пассаж итд — это прерогатива метронома. И я не вижу в этом чего-то плохого. Так занимаются все классики, кстати. Другое дело, что не надо впадать в зависимость от метронома и нужно заниматься и с ним и без него

В общем, читайте статью, смотрите видео и напишите свои мысли. Занимаетесь ли вы под метроном? Если да, то что именно играете? Если нет, то почему?

© i-guitar.ru 23.10.2016 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.