Система «CAGED» и построение аккордов на гитаре

В предыдущих видео и статьях, касающихся музыкальной теории, мы уже разобрались с такими величинами как:

НОТЫ 

ИНТЕРВАЛЫ 

 

ТРЕЗВУЧИЯ

 

Соответственно, если вы все освоили хорошо, то, по идее, вы должны знать:

  • что такое ноты и как их находить на грифе гитары
  • как строятся интервалы
  • по какой формуле строятся трезвучия и позиции 14 аккордов на гитаре: 7 минорных и 7 мажорных

Если, вдруг, что-то из перечисленного вам не знакомо, то крайне рекомендую для начала проштудировать материалы по ссылкам.

 

Ну а для тех, кто уже освоился — едем дальше.

Как я показывал в своем видео по трезвучиям, — прежде всего необходимо выучить 7 мажорных и 7 минорных аккордов в 1ой или “открытой” позиции. Почему “открытой”? Да потому что в позициях этих аккордов используются открытые струны.

Напомню эти 14 аккордов, с которых лучше всего начинать ознакомление с аккордовой системой гитары.

Примечание: не все из них берутся в “открытой” позиции, некоторые мы берем только с использованием баррэ. Но большая часть, все же использует открытые струны.

Итак, поехали — 7 мажорных аккордов от каждой ноты.

Qo5Yb5GfL0g[1]6XvDuV5POpU[1]jcTS4xIc1K4[1]ELZSv3FYB9Y[1]

YEzkwXiJpD4[1]MS-EnZgHp84[1]HZuky-wVUIA[1]

И 7 минорных.

w57AojOtp38[1]Wjy24uL4siU[1]c3xjTrhvvQc[1]cJ8erc0Fmh8[1]

LitS7onEQOo[1]ErTdwR2XUhY[1]_DRGzPNegvQ[1]

Допустим, что с этими формами вы освоились и уже можете достаточно свободно ими жонглировать.

Встает закономерный вопрос — а можно ли как-то взять эти аккорды в других частях грифа?

То есть, например — аккорд C (до-мажор) — его можно взять только в первой позиции или он есть где-то еще?

Мне на ум сразу приходит шутка про то, как разные люди видят гитару 🙂

rBv9NQc1k1o

Я думаю, даже если вы не знаете четкого ответа на этот вопрос, то на интуитивном уровне догадываетесь, что, конечно же, где-то этот аккорд на грифе еще существует.

Осталось разобраться с методикой его построения.

Но давайте, по нашей обычной схеме, ненадолго обратимся к пианино.

Раз уж мы говорим о музыкальной теории, то мне хотелось бы продемонстрировать, что на фортепиано нахождение аккордов в различных частях клавиатуры — задача достаточно простая даже для новичка.

А именно — зная постановку аккорда в определенной октаве, вы можете просто скопировать ее на другую октаву и получить тот же самый аккорд.

Например С (До-Мажор) — это ноты C,E,G. И по аппликатуре этот аккорд одинаков во всех октавах пианино.

Демонстрация До-мажор на пианино

Как же это сделать на гитаре?

С одной стороны, такой простой логики, как на фортепиано в этом вопросе нет. С другой, на гитаре также присутствует определенная методика, зная которую аккорды находить не так уж и сложно.

Если выделить самую суть, то —  на гитаре существует 5 аккордов, открытые формы которых используются для построения других аккордов

Это аккорды C — A — G — E — D

Qo5Yb5GfL0g[1]MS-EnZgHp84[1]YEzkwXiJpD4[1]

jcTS4xIc1K4[1]6XvDuV5POpU[1]

Соответственно на основе этих аккордов, можно построить любой другой аккорд.

Но, давай еще разок (последний!) поставим здесь на паузу и снова перенесемся на клавиатуру пианино…

Абстрагируйтесь от всего, что я написал ранее и давайте проведем небольшое наблюдение.

  1. Возьмем например ноту “E” на фортепиано. Если ее повысить на полтона, то мы получаем ноту “F”.
  2. Теперь возьмем аккорд “E” (ми-мажорное трезвучие), состоящий из нот: E,G#,B.
  3. Теперь давайте повысим на полтона КАЖДУЮ ноту из этого трезвучия.

И мы получим: F,A,C — а именно, аккорд “F” (Фа-мажор)

Демонстрация Е и F

Отсюда выведем небольшой тезис: повышение нот трезвучия на определенную единицу (в нашем случае это было 0,5 тона) — дает трезвучие на эту единицу выше.

Например: E повысили на 1 тон — получили F#

С#m повысили на 0,5 тона — получили Dm

И так далее…

Теперь вернемся в гитару. Вот у нас есть всем известный Ми-мажор в открытой позиции. Значит ли это, что если мы сдвинем его на 1 лад вверх, то мы повысим его на полтона выше и получим аккорд Фа-мажор?

OeQDwteTod4 копия

Отчасти да! Ноты, расположенные на 5,4,3 струнах действительно повысились на полтона и теперь образуют ноты Фа-мажора.

 

Но о чем мы забыли в такой позиции? Конечно же, об открытых нотах, которые присутствовали в Ми-мажоре. Для того, чтобы взять Фа-мажор, эти ноты тоже надо повысить на полтона.

Это делается с использованием баррэ. Итого Мы получили также всеми любимый Фа-мажор, построенный по образу и подобию Ми-Мажора.

5qU4SVNUp7E[1]

Как с этим проще разобраться?

Представьте, что Ми-мажор вы берете не так, как вы привыкли (1,2,3 пальцами левой руки), а в другой аппликатуре, использую мизинец, а указательным пальцем вы берете “невидимое” баррэ за пределами ладов.

606RAczhgQY[2]

Это баррэ ни на что не влияет, но оно позволяет лучше увидеть и прочувствовать позицию “Ми” и то, как на ее основе строятся аккорды.

Далее мы просто перемещаем эту позицию вверх и получаем другие аккорды.

Фа-Мажор в позиции «Ми»

5qU4SVNUp7E[1]

Например F, F#,G и так далее.

Важно понимать, на какой басовой струне находится основа трезвучия — прима.

Для Ми-Мажора это — E

Для Фа — F итд.

Позиция “E” например строится от 6 струны.

Соответственно, на совокупности этих закономерности можно вывести правило построения трезвучия в определенной позиции:

  1. Определиться с примой аккорда (это нота, от которой построено трезвучие)
  2. Определиться, в какой позиции вы будете строить аккорд
  3. Найти на басовой струне, от которой строится выбранная позиция, приму искомого аккорда
  4. Построить аккорд в этой позиции согласно “слепку”

 

Звучит эта схема слегка академически и, возможно, многим непонятна.

Но, давайте разберем ее на практике.

Допустим, вы хотите взять аккорд До-Мажор (С) в позиции “Ми” (E)

Идем по схеме:

  1. Прима — До
  2. Позиция — Ми
  3. Позиция Ми строится от 6 струны, значит мы ищем на 6 струне ноту “До”. Это 8 лад
  4. Строим от 8 лада аккорд с баррэ со слепком “ми-мажора”

До-Мажор в позиции Ми

Такая же логика построения минорного трезвучия в позиции “Ми”

Слепок «Ми-минор» с «невидимым» баррэ

N8z-D4vGeo8[1]

F#m (Фа-диез-минор) в позиции Em (ми-минор)

Oz8x0Xf_cmI[1]

Для того, чтобы свободно строить аккорды в разных позициях, нужно достаточно свободно ориентироваться в нотах на басовых струнах гитары (6,5,4 струны).

Если вы еще “плаваете” в нотах — не нужно отчаиваться. Просто имейте всегда перед собой распечатку нот. И постепенно они выучатся сами собой.

location-of-the-notes-on-the-fretboard

А теперь давайте рассмотрим оставшиеся 4 позиции по этой же методике.

ПОЗИЦИЯ “A”

Прима трезвучия находится на 5ой струне. Соответственно аккорд строим от нее.

МАЖОР

Слепок A с «невидимым» баррэ

uoekm4jENbI[1]

 

Пример Bb (Си-бемоль-мажор) в позиции А (ля)

ycFwlfzyLN0[1]

 

МИНОР

Слепок Am с «невидимым» баррэ

eVyceedf0Jo[1]

Пример Bm (Си-минор) в позиции Am (Ля-минор)

cFYcnf0Z2MQ[1]

 

ПОЗИЦИЯ “С”

Прима трезвучия находится на 5ой струне.

МАЖОР

Слепок «С»  и «невидимое» баррэ

XR09xsTd1aw[1]

Обратите внимание, что здесь баррэ ставится не на ладу, где находится прима аккорда, а на 3 лада ниже. Также баррэ в этой позиции ставят обычно до 3 струны.

Пример с D (ре-мажор) в позиции С (до)

ww4z4UnNm6g[1]

 

Минорный аккорд в этой позиции взять достаточно проблематично, поэтому обычно ограничиваются только мажором.

ПОЗИЦИЯ D

Прима трезвучия находится на 4ой струне.

МАЖОР

Слепок «D» с «невидимым» баррэ

yYjBO72P0Hc[1]

Пример Eb (Ми-бемоль-мажор) в позиции D (ре)

BpPx24F0Ieg[1]

МИНОР

Слепок «Dm» с «невидимым» баррэ

fGZrQiiRMeE[1]

Пример Em (ми-минор) в позиции Dm (ре-минор)

qf8aDxDeHJA[1]

 

ПОЗИЦИЯ G

Прима трезвучия находится на 6ой струне.

МАЖОР

Слепок «G» с «невидимым» баррэ

wevbKFXzRG8[1]

Пример А (ля-мажор) в позиции G (соль)

WNLzhhkop90[1]

 

Из перечисленных позиций наиболее широко используются позиции “E” и “A”.

Их используют все гитаристы разных уровней игры и жанровых принадлежностей.

Остальные же позиции используются гораздо реже, в основном в классической музыке, джазе или профессиональных аранжировках.

Также, следует отметить, что сама аббревиатура CAGED взялась не только от того, что так она звучит наиболее благозвучно и легко запоминается.

Это именно последовательность движения “слепков” аккордов по грифу. Например, если мы стартуем от классической открытой позиции До-мажора и начинаем двигаться вверх по грифу, то следующая позиция будет — “Ля” с баррэ на 3 ладу.

Потом будет позиция “Соль”, потом позиция “Ми” с баррэ на 8 ладу итд

В итоге мы получаем движение С (до) — А (ля) — G (соль) — E (ми) — D (ре)

Пример всех 5 позиций До-Мажор с движением вверх по грифу.

Qo5Yb5GfL0g[1]До-Мажор в позиции AДо-Мажор в позиции Соль

 

До-Мажор в позиции МиFREHNwx97CA[1]

Основное назначение различных позиций — это расширение возможностей в аранжировке, добавление различных мелодических моментов.

В будущем я сделаю отдельный материал, в котором проанализирую несколько реальных композиций с использованием разных позиций аккордов.

Буду рад, если этот материал оказался вам полезен. Увидимся!

© i-guitar.ru 09.05.2017 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.