Система «CAGED» и построение аккордов на гитаре
В предыдущих видео и статьях, касающихся музыкальной теории, мы уже разобрались с такими величинами как:
ТРЕЗВУЧИЯ
Соответственно, если вы все освоили хорошо, то, по идее, вы должны знать:
- что такое ноты и как их находить на грифе гитары
- как строятся интервалы
- по какой формуле строятся трезвучия и позиции 14 аккордов на гитаре: 7 минорных и 7 мажорных
Если, вдруг, что-то из перечисленного вам не знакомо, то крайне рекомендую для начала проштудировать материалы по ссылкам.
Ну а для тех, кто уже освоился — едем дальше.
Как я показывал в своем видео по трезвучиям, — прежде всего необходимо выучить 7 мажорных и 7 минорных аккордов в 1ой или “открытой” позиции. Почему “открытой”? Да потому что в позициях этих аккордов используются открытые струны.
Напомню эти 14 аккордов, с которых лучше всего начинать ознакомление с аккордовой системой гитары.
Примечание: не все из них берутся в “открытой” позиции, некоторые мы берем только с использованием баррэ. Но большая часть, все же использует открытые струны.
Итак, поехали — 7 мажорных аккордов от каждой ноты.
И 7 минорных.
Допустим, что с этими формами вы освоились и уже можете достаточно свободно ими жонглировать.
Встает закономерный вопрос — а можно ли как-то взять эти аккорды в других частях грифа?
То есть, например — аккорд C (до-мажор) — его можно взять только в первой позиции или он есть где-то еще?
Мне на ум сразу приходит шутка про то, как разные люди видят гитару 🙂
Я думаю, даже если вы не знаете четкого ответа на этот вопрос, то на интуитивном уровне догадываетесь, что, конечно же, где-то этот аккорд на грифе еще существует.
Осталось разобраться с методикой его построения.
Но давайте, по нашей обычной схеме, ненадолго обратимся к пианино.
Раз уж мы говорим о музыкальной теории, то мне хотелось бы продемонстрировать, что на фортепиано нахождение аккордов в различных частях клавиатуры — задача достаточно простая даже для новичка.
А именно — зная постановку аккорда в определенной октаве, вы можете просто скопировать ее на другую октаву и получить тот же самый аккорд.
Например С (До-Мажор) — это ноты C,E,G. И по аппликатуре этот аккорд одинаков во всех октавах пианино.
Как же это сделать на гитаре?
С одной стороны, такой простой логики, как на фортепиано в этом вопросе нет. С другой, на гитаре также присутствует определенная методика, зная которую аккорды находить не так уж и сложно.
Если выделить самую суть, то — на гитаре существует 5 аккордов, открытые формы которых используются для построения других аккордов
Это аккорды C — A — G — E — D
Соответственно на основе этих аккордов, можно построить любой другой аккорд.
Но, давай еще разок (последний!) поставим здесь на паузу и снова перенесемся на клавиатуру пианино…
Абстрагируйтесь от всего, что я написал ранее и давайте проведем небольшое наблюдение.
- Возьмем например ноту “E” на фортепиано. Если ее повысить на полтона, то мы получаем ноту “F”.
- Теперь возьмем аккорд “E” (ми-мажорное трезвучие), состоящий из нот: E,G#,B.
- Теперь давайте повысим на полтона КАЖДУЮ ноту из этого трезвучия.
И мы получим: F,A,C — а именно, аккорд “F” (Фа-мажор)
Отсюда выведем небольшой тезис: повышение нот трезвучия на определенную единицу (в нашем случае это было 0,5 тона) — дает трезвучие на эту единицу выше.
Например: E повысили на 1 тон — получили F#
С#m повысили на 0,5 тона — получили Dm
И так далее…
Теперь вернемся в гитару. Вот у нас есть всем известный Ми-мажор в открытой позиции. Значит ли это, что если мы сдвинем его на 1 лад вверх, то мы повысим его на полтона выше и получим аккорд Фа-мажор?
Отчасти да! Ноты, расположенные на 5,4,3 струнах действительно повысились на полтона и теперь образуют ноты Фа-мажора.
Но о чем мы забыли в такой позиции? Конечно же, об открытых нотах, которые присутствовали в Ми-мажоре. Для того, чтобы взять Фа-мажор, эти ноты тоже надо повысить на полтона.
Это делается с использованием баррэ. Итого Мы получили также всеми любимый Фа-мажор, построенный по образу и подобию Ми-Мажора.
Как с этим проще разобраться?
Представьте, что Ми-мажор вы берете не так, как вы привыкли (1,2,3 пальцами левой руки), а в другой аппликатуре, использую мизинец, а указательным пальцем вы берете “невидимое” баррэ за пределами ладов.
Это баррэ ни на что не влияет, но оно позволяет лучше увидеть и прочувствовать позицию “Ми” и то, как на ее основе строятся аккорды.
Далее мы просто перемещаем эту позицию вверх и получаем другие аккорды.
Фа-Мажор в позиции «Ми»
Например F, F#,G и так далее.
Важно понимать, на какой басовой струне находится основа трезвучия — прима.
Для Ми-Мажора это — E
Для Фа — F итд.
Позиция “E” например строится от 6 струны.
Соответственно, на совокупности этих закономерности можно вывести правило построения трезвучия в определенной позиции:
- Определиться с примой аккорда (это нота, от которой построено трезвучие)
- Определиться, в какой позиции вы будете строить аккорд
- Найти на басовой струне, от которой строится выбранная позиция, приму искомого аккорда
- Построить аккорд в этой позиции согласно “слепку”
Звучит эта схема слегка академически и, возможно, многим непонятна.
Но, давайте разберем ее на практике.
Допустим, вы хотите взять аккорд До-Мажор (С) в позиции “Ми” (E)
Идем по схеме:
- Прима — До
- Позиция — Ми
- Позиция Ми строится от 6 струны, значит мы ищем на 6 струне ноту “До”. Это 8 лад
- Строим от 8 лада аккорд с баррэ со слепком “ми-мажора”
Такая же логика построения минорного трезвучия в позиции “Ми”
Слепок «Ми-минор» с «невидимым» баррэ
F#m (Фа-диез-минор) в позиции Em (ми-минор)
Для того, чтобы свободно строить аккорды в разных позициях, нужно достаточно свободно ориентироваться в нотах на басовых струнах гитары (6,5,4 струны).
Если вы еще “плаваете” в нотах — не нужно отчаиваться. Просто имейте всегда перед собой распечатку нот. И постепенно они выучатся сами собой.
А теперь давайте рассмотрим оставшиеся 4 позиции по этой же методике.
ПОЗИЦИЯ “A”
Прима трезвучия находится на 5ой струне. Соответственно аккорд строим от нее.
МАЖОР
Слепок A с «невидимым» баррэ
Пример Bb (Си-бемоль-мажор) в позиции А (ля)
МИНОР
Слепок Am с «невидимым» баррэ
Пример Bm (Си-минор) в позиции Am (Ля-минор)
ПОЗИЦИЯ “С”
Прима трезвучия находится на 5ой струне.
МАЖОР
Слепок «С» и «невидимое» баррэ
Обратите внимание, что здесь баррэ ставится не на ладу, где находится прима аккорда, а на 3 лада ниже. Также баррэ в этой позиции ставят обычно до 3 струны.
Пример с D (ре-мажор) в позиции С (до)
Минорный аккорд в этой позиции взять достаточно проблематично, поэтому обычно ограничиваются только мажором.
ПОЗИЦИЯ D
Прима трезвучия находится на 4ой струне.
МАЖОР
Слепок «D» с «невидимым» баррэ
Пример Eb (Ми-бемоль-мажор) в позиции D (ре)
МИНОР
Слепок «Dm» с «невидимым» баррэ
Пример Em (ми-минор) в позиции Dm (ре-минор)
ПОЗИЦИЯ G
Прима трезвучия находится на 6ой струне.
МАЖОР
Слепок «G» с «невидимым» баррэ
Пример А (ля-мажор) в позиции G (соль)
Из перечисленных позиций наиболее широко используются позиции “E” и “A”.
Их используют все гитаристы разных уровней игры и жанровых принадлежностей.
Остальные же позиции используются гораздо реже, в основном в классической музыке, джазе или профессиональных аранжировках.
Также, следует отметить, что сама аббревиатура CAGED взялась не только от того, что так она звучит наиболее благозвучно и легко запоминается.
Это именно последовательность движения “слепков” аккордов по грифу. Например, если мы стартуем от классической открытой позиции До-мажора и начинаем двигаться вверх по грифу, то следующая позиция будет — “Ля” с баррэ на 3 ладу.
Потом будет позиция “Соль”, потом позиция “Ми” с баррэ на 8 ладу итд
В итоге мы получаем движение С (до) — А (ля) — G (соль) — E (ми) — D (ре)
Пример всех 5 позиций До-Мажор с движением вверх по грифу.
Основное назначение различных позиций — это расширение возможностей в аранжировке, добавление различных мелодических моментов.
В будущем я сделаю отдельный материал, в котором проанализирую несколько реальных композиций с использованием разных позиций аккордов.
Буду рад, если этот материал оказался вам полезен. Увидимся!
© i-guitar.ru 09.05.2017 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.