Подготовка к гитарному концерту — полезные фишки и советы

Живые выступления — концерты, гиги, фестивали — то, что для опытных музыкантов привычная и понятная рутина, для других может стать настоящим стрессом.

В этой статье я собрал несколько простых и понятных рекомендаций, проверенных мной, так сказать “на своей шкуре”, — которые помогут вам правильно подготовиться к концерту. Некоторые из этих рекомендаций особенно актуальны для стилистики fingerstyle. А также мы поговорим о том, как сделать выступление менее нервным и более предсказуемым (в хорошем смысле) и  спокойным.

Итак, поехали:

1) Обязательно сделайте хотя бы 1 репетицию на “точке” (репетиционной базе) с громким, концертным звуком.

Начну с такого, возможно не совсем очевидного совета. Как часто мне приходилось слышать что-то вроде: “Мы играем на акустиках и репетируем дома, не тратя деньги за репетиции на точках”. Я и сам, признаюсь, совсем до недавнего времени думал так же. Мол подготовился хорошенько дома и готов к выступлению.

Однако, отсутствие репетиций и регулярных концертов на “большом” звуке может сыграть с вами злую шутку, особенно если вы не совсем опытны в плане живых выступлений. Дело в том, что играя исключительно дома, вы привыкаете к определенному звучанию инструмента, его акустическим вибрациям, но стоит вам подключиться и сделать звук громким и гитару сразу как будто подменили!

А суть вопроса то тут простая — концертный звук формируется из ваших железок (пьезодатчика,микрофона итд). Соответственно, сделав громко вы начинаете уже слышать в большей степени этот звук, а не оригинальный звук гитары, к которому вы привыкли дома.

И получается забавная ситуация — вы играете на своей гитаре, на которой привыкли играть, но звук, который идет из колонок какой-то неродной. Вы начинаете волноваться, организм на ментальном уровне чувствует себя некомфортно от звука, к которому вы просто не привыкли.

Соответственно, чтобы минимизировать этот эффект, крайне полезно заранее в гораздо менее стрессовой и более спокойной обстановке сделать репетицию на точке с большой громкостью. (Подчеркиваю, даже если у вас есть возможность сделать громко дома, все равно лучше выехать на репетиционную точку, чтобы искусственно погрузить себя в незнакомую атмосферу, к которой вы не привыкли)

a09mogaxd701.

 

Приехав на репетиционную базу, вы сразу сможете убить нескольких зайцев:

  • сможете в боевых условиях поколдовать и отстроить звук так как вам нравится и получить ориентир по нужному звуку для предстоящего концерта
  • проверить в рабочем ли состоянии находится вся ваша аппаратура для концерта
  • сделать ген. прогон в незнакомом для вас месте с большим звуком, тем самым приблизившись к атмосфере концерта.

Поверьте, в ходе подобной репетиции вы получите несколько инсайтов, мыслей и идей, как сделать концерт лучше, которые вы никогда бы не получили просто сидя в домашней одежде и с кружкой чая дома.

2) Проверьте все провода, блоки питания, примочки

Вроде бы очевидный пункт. НО! Даже многие опытные музыканты (и ваш покорный слуга тоже, что греха таить) периодически пренебрегают этим советом.

Не поленитесь потратить 30 минут и тщательно посмотреть — исправны ли провода, везде ли нормально работают контакты, в рабочем ли состоянии блок питания итд.

Это совсем не сложно и не требует много времени, зато позволит вам стать уверенней в предстоящем выступлении.

da070d1

 

3) Возьмите запасные батарейки,струны и необходимые инструменты для их быстрой замены

Вот тут, как мне кажется, очень многие музыканты на этот совет забивают. И потом начинается: “Есть у кого-нибудь в зале первая струна?” или “У меня сломался провод, парни из предыдущей группы, можете дать шнур джэк-джэк пожалуйста”.

С одной стороны, такие ситуации придают “живчика” концерту, заставляя зрителя сопереживать вам. Но если такая пауза затягивается слишком надолго, то начинает попахивать жутким непрофессионализмом. Помню я был на концерте группы “Черный Обелиск” и у гитариста в ходе песни порвалась струна. И музыкант в микрофон говорит в зал: “Ребята, а есть у кого-нибудь в зале ключик “трешечка” для гитары” Фэйспалм, занавес…Выглядит это крайне нелепо, если не сказать печально.

sobak_51019927_orig_1

Проблема не в том, что у вас может порваться струна, а в том, что вы к этому не подготовились.

Поэтому, хотя бы минимальный комплект необходимых вещей: струны, запасные батарейки, провода итд — все это не поленитесь взять с собой.

Это как аптечка для вашего концерта, которой вам нужно будет воспользоваться, если что-то пойдет не так. Конечно, учесть все нюансы не получится, но предусмотреть хотя бы основные вполне реально.

4) Репетируйте дома концерт полностью “От и до”

Этот совет в свое время я услышал от Адама Рафферти. Он рассказывал, что когда готовится к каком-то ответственному концерту или просто репетирует программу тура, то он:

  • одевается в ту одежду, в которой планирует выступать
  • расставляет оборудование в своей комнате максимально приближено к концерту
  • ставит перед собой стулья, визуализируя в них зрителей
  • ставит перед собой несколько ламп, которые бьют в него светом прямо в лицо (весьма распространенная ситуация на сцене, которая может выбить вас из колеи, если вы к ней не готовы)
  • В качестве гримерки у Адама выступает ванная комната, из которой он выходит с гитарой, в свою комнату, подключается к оборудованию, приветствует зрителей и начинает концерт

Для кого-то возможно это покажется безумным? Отнюдь! Такой подход позволяет даже в рамках вашей квартиры окунуться и сымитировать концерт в боевых действиях.

Я попробовал сделать также — это работает! Вскрываются разные проблемы типа: вам оказывается неудобно играть в той одежде, в которой вы планировали играть, подключаетесь слишком долго, теряетесь, что сказать, между песнями итд.

В общем крайне рекомендую такой подход. В любом случае, в процессе такого лицедейства вы извлечете для себя какие-то свои уроки и сделаете правильные выводы, которые помогут в дальнейшем.

5) Будьте готовы к непредвиденным ситуациям и неожиданностям — это нормально!

Даже сделав все вышеперечисленное, все равно оставайтесь готовы к возможным эксцессам и неприятным неожиданностям.

Все предусмотреть просто невозможно. Поэтому нужен психологический настрой

Что-то может пойти не так и это нормально, как говорится “всем сохранять спокойствие и оставаться на своих местах”.

%d1%8d%d1%82%d0%be-%d0%bd%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0

Конечно, умение правильно и без суеты реагировать на разного рода ситуации приходит с опытом.

Я всегда держу в голове одну забавную историю,  которая произошла с Дэйвом Вейнером — гитаристом группы Стива Вая.

Мы с друзьями были на концерте Стива Вая в Барнауле и, где-то в середине сета, Дэйв Вейнер всегда играет какую-то свою сольную композицию один.

На этот раз он планировал сыграть что-то на акустике. И вот Дэйв берет гитару, улыбается во все свои 32 американских зуба, начинает играть песню и звука нет…Зрители поддерживают, начинают аплодировать. На сцену выбегает пара техников, начинает менять провод, суетиться, осматривать гитару.

Все это длится 2-3 минуты, но подключить гитару не удается. И Дэйв, не растерявшись, просто подходит к краю сцены и начинает изо всех сил фигачить по неподключенной гитаре, чтобы хоть что-то было слышно.

Да, ситуация крайне сюрреалистичная — Дэйв Вэйнер, который дает концертов по 200 в год стоит на сцене ДК в Барнауле и выжимает все соки из неподключенной гитары 🙂

Но мораль истории такова — он не растерялся, не стушевался, а просто сделал то, что мог на максимум в рамках тех условий, что были у него на тот момент.

daveweiner_live

Представьте себе, если подобное происходит даже в группе такого гранда как Стив Вай, которого обслуживает толпа техников и шоу выверено до мелочей, то, что говорить о наших гитарных концертах.

Будьте готовы к подобным ситуациям, не волнуйтесь, воспринимайте их с юмором и как жизненный опыт.

6) Когда начинаете произведение на сцене — не “загоняйте” его!

Это также достаточно распространенная и понятная проблема.

Когда вы выходите на сцену, как правильно, если вы конечно не супер опытный гуру, то вас немного “колбасит” и потряхивает.

Deep fear of businessman, concept global financial crisis

Соответственно, учащается пульс, выделяется адреналин в кровь. Вы нервничаете и совершенно инстинктивно вам все кажется медленней, чем есть на самом деле. Произведение играется быстрее, чем вы привыкли (потом, когда пересматриваешь некоторые свои концертные записи просто диву даешься, как можно было так быстро играть то или иное произведение). Проще говоря, выражаясь слэнгом музыкантов — вы начинаете “загонять” произведение.

15_19

Поэтому, простая и понятная рекомендация — перед тем, как начать играть что-либо на сцене вдохните поглубже и постарайтесь не начинать сильно быстро. И,в процессе игры также постарайтесь не ускоряться.

Безусловно, этот навык требует хорошей практики. Возможно,вам даже будет казаться в процессе концерта, что вы играете медленно. Поверьте, с большой долей вероятности это будет нормальный и нужный темп, просто ощущения на сцене совсем другие, чем ощущения от просмотра видео дома в спокойной обстановке.

_____________________________________________________

Вот такие несложные в реализации, но крайне эффективные рекомендации, которые помогут сделать ваше выступление лучше.

Буду рад, если вы поделитесь в комментариях своими идеями по поводу подготовки к концертам.

Увидимся в следующих статьях.

 

© i-guitar.ru 16.12.2016 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.