Практическая муз. теория для гитариста Часть II Интервалы

Сегодня разберем теоретические основы музыкальных интервалов.

Как и в предыдущей статье про ноты, — эти материалы являются скорее дополнением к видео.

Вообще, если открыть толковый словарь Ожегова, то

ИНТЕРВАЛ -”Промежуток, расстояние между чем-н”.

Иными словами — расстояние от А до B.

В применении к музыке, интервал — это расстояние между двумя нотами.

По прежнему рекомендую для начала разобраться с этой темой, используя клавиатуру пианино.

Онлайн версию можно посмотреть здесь.

http://coolpiano.ru/

ИНТЕРВАЛЫ НА КЛАВИАТУРЕ ПИАНИНО

Грубо говоря, если одновременно взять ноты, расстояние между которыми полтона (0,5), то мы получим диссонасное звучание определенного характера.

Это могут быть например ноты “C” и “C#” ; “Е” и “F”, “B” и “С” итд.

 

ноты в полтона

А если взять например “C” и “G” вместе (расстояние +3,5 тона), то будет совсем другой характер звучания — более устойчивый и завершенный.

расстояние 3,5

Соответственно, если последовательно брать ноты, добавляя по 0,5 тона, то, идя по полутонам октавы (которых 12, в чем мы разобрались в предыдущей статье) мы получим 12 интервалов, каждый из которых имеет свое конкретное звучание.

Подчеркну, что за точку отсчета интервала можно взять любую ноту, но мы для наглядности будем вести отчет от ноты “C”.

Итак, вот список интервалов:

1.ЧИСТАЯ ПРИМА (или просто “Прима” или “Унисон”) (+0).

Это так называемый нулевой интервал, грубо говоря — точка отсчета. Если вы возьмете одну и ту же ноту одной и той же октавы на разных инструментах например, то обычно говорят, что они звучат “в унисон” или можно сказать,что вы взяли “приму”.

2. МАЛАЯ СЕКУНДА (+0,5)

Пример: С и С#

Характерно диссонасный интервал с минимальным расстоянием между нотами. Возьмите  ноты “С” и “C#”, чтобы услышать его.

Малая секунда

2. БОЛЬШАЯ СЕКУНДА (+1)

пример: ноты C и D

Уже куда более устойчивый и менее диссонасный интервал

3. МАЛАЯ ТЕРЦИЯ (+1,5)

пример: ноты C и D#

Также иногда этот интервал называют минорной терцией, в силу ее грустного звучания

4. БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ (+2)

пример: ноты C и E

А этот интервал как раз называют мажорной терцией, т.к. звучат она уверенно и весело. Особенно это слышно на контрасте с малой терцией.

Тут еще следует иметь в виду, что в английском языке “major” значит “главный”, “существенный”, “основной”, а “minor” — это “меньший”, “меньший”, “небольшой” (Тоже самое в испанском, итальянском, которые в свою очередь базируются на латыни)

Вот такая игра слов получается — в русском языке эти слова имеют эмоциональную окраску. А в языках латинского происхождения слова “мажорный” и “минорный” как раз таки имеет смысл “большой” и “малый”.

Едем дальше

5.КВАРТА (+2,5)

пример: ноты C и F

Устойчивый и приятнозвучащий интервал

Послушайте главный риф Smoke on the water — он сыгран на квартах.

6.ТРИТОН (+3) или уменьшенная квинта.

Очень агрессивно и ярко звучащий интервал. Который даже был не рекомендован к использованию средневековым композиторам. Также известен как “интервал дьявола” .

Этот интервал особенно любили использовать в своей музыке ребята из Black Sabath

nota-dyavola-i-xevi-metal_003

Сыграйте “С” и “F#” — чувствуете топот козлиных копыт и тяжелое дыхание за спиной? 🙂

7. КВИНТА (+3,5)

пример: C и G

Наверное самый устойчивый интервал. И уж точно самый распространенный в рок-музыке.

Послушайте Nirvana — Smels like teen spirit.

Интро полностью сыграно на квинтах.

8. МАЛАЯ СЕКСТА (+4)

пример: ноты C и G#

9. БОЛЬШАЯ СЕКСТА (+4,5)

пример: ноты C и A

В муз. школах обычно учат распознавать этот интервал как первая доля “В лесу родилась елочка”. Попробуйте взять этот интервал и подобрать эту мелодию дальше.

10. МАЛАЯ СЕПТИМА (+5)

пример: ноты C и A#

Приближаемся к октаве, звучание уже тянется разрядится в октаву.

11. БОЛЬШАЯ СЕПТИМА (+5,5)

пример:ноты C и B

Минимальное расстояние от октавы. Звук отдает диссонансом.

12. ОКТАВА (+6)

“С” одной октавы и “С” другой октавы

Есть и интервалы, которые следуют после октавы, но мы пока остановимся на этих двенадцати

Кстати на английском языке эти интервалы обозначаются по другому, например:

ПРИМА — root note. Тоесть “корневая” нота или основа

МАЛАЯ СЕКУНДА — minor second

БОЛЬШАЯ СЕКУНДА — major second

МАЛАЯ ТЕРЦИЯ — minor third

БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ — major third

КВАРТА — Fourth (или еще пишут Perfect fourth)

ТРИТОН — Tritone

КВИНТА — Fifth

МАЛАЯ СЕКСТА — minor sixth

БОЛЬШАЯ СЕКСТА — major sixth

МАЛАЯ СЕПТИМА — minor seventh

БОЛЬШАЯ СЕПТИМА — major seventh

Как вы видите, как и в случае с нотами, сложилась интересная система. В русскоязычном мире мы обозначаем интервалы на пример их латинских корней (“tercero”, “segundo” итд)

А вот в англоговорящем мире эти интервалы обозначают просто порядковыми числительными английского языка.

Эти знания могут вам пригодиться, чтобы не попасть в просак, если вы будете смотреть музыкальные видео на английском или общаться с иностранцами.

Как работать с интервалами:

  1. Для начала запомните названия и расстояния всех интервалов

2. Постройте разные интервалы от разных нот. Внимательно вслушивайтесь в них, постарайтесь запомнить как они звучат. Возможно, вам помогут разные ассоциации.  Типо “жесткий”, “резкий”, “приятный”, “завершенный” итд

3. Попробуйте пропеть каждый интервал. Не сдавайтесь, если сразу не будет получаться! Как только вы начнете подключать голос, то вы сразу почувствуйте интервалы “всем телом” и мозг научится отличать их лучше

4. Попробуйте подобрать на клавиатуре пианино простейшие детские мелодии типа “Кузнечик”, “В лесу родилась елочка”, “с днем рождения тебя”. Проанализируйте, из каких интервалов состоят эти мелодии. Выпишите эти интервалы на бумагу.

 

Также рекомендую попробовать потренировать свой слух, используя разные приложения и программы.

Я например в свое время использовал Karajan Pro для Ipad

http://ipad.appfinders.com/karajan-pro/

24

Также неплохое приложение “Better ears”, но будьте готовы, что его полная версия платная.

http://www.better-ears.com/en/

better-ears-eartraining-mac-ipad-iphone

ИНТЕРВАЛЫ НА ГИТАРЕ

На гитаре расположение интервалов, также как и нот — не так очевидно как на клавиатуре пианино.

По сути, для новичка распознать интервал на гитаре представляется не самой простой задачей.

Я бы рекомендовал начать освоение интервалов на гитаре с самых распространенных и наиболее часто используемых.

Например “Малая”  и “Большая терция” выглядят как диагонали на соседних струнах.

большая терция Малая терция

Кварта это соседние струны на одном ладу.

кварта

Квинта  — это диагональ в другую сторону.

квинта

И так далее. Между прочим, подобные визуальные образы — это просто колоссальное преимущество гитары по отношению к пианино (ну хоть в чем-то мы выигрываем)!

То есть достаточно запомнить эти визуальные образы и вы всегда будете помнить как взять тот или иной интервал.

Это справедливо и визуально интервалы выглядят одинаково на всех струнах, кроме 3 струны. С третьей струны по отношению к соседней второй интервал сдвигается на 1 лад.

То есть например интервал кварта “G” и C” на 4 и 3 струнах будет выглядеть как зажатый 5 лад.

кварта3

А кварта на 3 и 2 струнах, например “С” и “F” будет уже на 1 лад дальше.

кварта2

КАК РАБОТАТЬ С ИНТЕРВАЛАМИ НА ГИТАРЕ:

1.Опять же — подберите простые песенки. Можно использовать только 1 струну например. И после проанализируйте — какие интервалы входят в эту песню.

2.Разложите те мелодии, которые у вас уже “вбиты в руки” на те интервалы, которые там используются. Включите режим кропотливого ученого, подойди к этому произведению с теоретической точки зрения и вслушайтесь внимательно в каждый звучащий там интервал. Разбейте мелодию на атомы и посмотрите, из чего она состоит.

3.Вот несколько примеров произведений, где явно используются определенные интервалы

Deep Purple — Smoke on the water — кварты

Iron Maiden — two minutes to midnight — кварты

Metalica — Orion — малая терция

Nirvana — Smells like teen spirit — квинты

В лесу родилась елочка — большая секста (первая доля)

Маленькой елочке — пример яркого сочетания квинты и большой терции

В целом, конечно же, понимание и умение отличать музыкальные интервалы вас играть не научить.

Но это знание позволит взглянуть на музыку более профессиональным и продвинутым взглядом. Ну и конечно же, знание этих основ является базисом для дальнейшего постижения более сложных форм музыкальной теории.

© i-guitar.ru 24.02.2017 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.