Рецепт создания фингерстайл-аранжировки (13 практических рекомендаций)

В этой статье я бы хотел сделать список из 13 практических рекомендаций, которые помогут вам в создании собственных фингерстайл-аранжировок.

Подчеркну, что здесь я буду писать именно о процессе создания аранжировки на какое-то произведение (в основном конечно речь идет о песнях).

Все, написанное ниже — это вещи, основанные на моем личном опыте.

Начнем с нескольких советов общего характера:

 

  1. Если у вас нет опыта в создании аранжировок — приготовьтесь, первое время будет тяжеловато!

Надо понимать, что создание аранжировки  — это отдельный навык, которые требует своего развития. Так же, как занятия по технике или гармонии. Поэтому не стоит ждать супер быстрых результатов, если вы должным образом никогда ранее не снимали чужие произведения и не занимались аранжировками.

  1. В начале пути  не смотрите чужие аранжировки и не ориентируйтесь на них!

Такой казалось бы странный совет. Но суть в том, что когда вам захочется сделать какую-либо гитарную аранжировку, то с большой долей вероятности, ее уже кто-то (таких “кто-то” может быть человек 100) сделал до вас на Youtube.

artlib_gallery-24258-b

Поэтому, чтобы подойти к созданию аранжировки с чистым, неперегруженным сознанием, лучше откиньте все чужие аранжировки, чтобы не привязываться к чужим паттернам и идеям.

Также это позволит лучше развивать ваше собственное музыкальное чутье, слух и навык переноса того, что вы слышите на гитару.

  1. Перед началом работы над аранжировкой, несколько раз внимательно послушайте оригинальную композицию.

Причем желательно послушать ее в разных исполнениях.  У многих произведений есть разные версии ее исполнения: лайв, в акустике, исполненные разными вокалистами итд. Прослушивание этих композиций может дать вам более полный взгляд на произведение и стать основной для некоторых моментов аранжировки.

Не стоит думать, что этот совет противоречит предыдущему. В совете №2 речь шла уже о готовых гитарных аранжировках. А здесь мы говорим о разных вариантах исполнения произведения (например разными группами или вокалистами).

Допустим вы хотите сделать аранжировку на какой-нибудь джазовый стандарт. Например “Girl from Ipanema” —  сейчас доступны просто сотни вариантов его исполнения, каждый из которых может дать что-то свое для вашей будущей аранжировки.

Прослушайте эти разные исполнения, пропитайтесь ими, прежде чем начать делать свое.

  1. Сначала сделайте скелет произведения, потом уже добавляйте “фишки” и “нюансы”.

Не надо буксовать на каких-то нюансах, пока непонятна основа аранжировки. Лучше начните с базовых вещей типа: как вы видите куплет, а как припев, будет ли перкуссия в вашей аранжировке, если да, то какого типа итд.

  1. Если мало опыта — начните с простых детских песен!

Если вы никогда ранее не занимались созданием аранжировок, то в качестве своеобразного тренажера могут выступить детские простые мелодии, типа: “В лесу родилась елочка”, “Кузнечик” итд.

Детские песни

Да, наверное это не так вдохновляет, как работа над каким-нибудь саундтреком к вашему любимому фильму. Но лучше начать с малого.

Сделайте пару аранжировок на простые композиции и потом постепенно усложняйте репертуар.

К тому же, простые, но готовые и законченные аранжировки простых песен придадут вам уверенности в своих силах и позволят потом взяться за более сложные вещи.

  1. Будьте готовы к EPIC FAIL

24960273-Epic-fail-grunge-rubber-stamp-on-white-Stock-Vector

Возможно, у вас не получится сделать аранжировку или подобрать аккорды с первого и даже со второго и третьего разов. И вы внезапно поймете, что аранжировать чужую композицию  — это не такая простая задача.

Ментально будьте готовы к такому повороту событий, чтобы не забросить все это со словами “У меня нет слуха”, а продолжить заниматься и работать дальше. Результат обязательно будет, но не сразу.

  1. Не пользуйтесь табами, до вас приготовленными нотами и аккордами.

Не ленитесь развивать свой слух! Табы нисколько не поспособствуют развитию этого навыка. No-Tab-Allowed-Logo

Исключением могут быть разве что ну совсем сложные моменты, которые никак у вас не получается снять. И то, даже в этой ситуации, я бы рекомендовал продолжать “снимать”, пока не получится.

А теперь перейдем непосредственно к техническим моментам, посвященным созданию аранжировки:

 

8. Для начала  подберите и сыграйте отдельно главную мелодию композиции.

Не гонитесь делать весь трек сразу. Спойте, сыграйте и прочувствуйте мелодию. Как она движется ритмически? Каким настроением она обладает? Ответы на эти вопросы могут стать основой для аранжировки в целом, целесообразности использования перкуссии итд.

Если не получается разложить мелодию на нескольких струн, то подберите ее хотя бы на 1 струне для начала (как правило новичку это проще сделать).

9. Выделите аккорды гармонии на основе басов.

Тут поможет техника “тупой басист”. О ней Максим Ярушкин весьма подробно рассказал вот в этом видео.

Рекомендую ознакомиться — полезный и доступный материал.

10.Программа “Transcribe” — друг аранжировщика!

Если кто не в курсе, Transcribe — это программа, позволяющая замедлять произведение, менять его тон и еще она делает другие разные полезные штуки. Поэтому Transcribe прямо показан для работы над аранжировкой.

transcribe

Только не злоупотребляйте им! Помните, что у предыдущего поколения музыкантов подобных штук не было и они как-то умудрялись снимать на слух. Чем мы хуже? Пытайтесь хотя бы самый простые мелодии снимать сразу на слух без каких-либо программ и интерфейсов.

11. Помните, что аккорды можно взять в разных позициях

Например всем известный До-мажор можно взять в открытой позиции, а можно с использованием баррэ на 8 ладу.

До-мажор До-мажор2

Не привязывайтесь к какой-то конкретной форме. Включайте фантазию и экспериментируйте по всему грифу

12.Одну и ту же ноту можно сыграть по разному

Например какие-то ноты можно взять на открытых струнах, к какой-то сделать слайд, а на другой вибрато.

13. Не бойтесь экспериментировать со строями гитары.

Например многие аранжировщики часто строят гитару так, чтобы на 6 струне была самая низкая нота в произведении. Например, если в произведении часто используется нота Ре, то можно опустить 6ую струну на тон вниз.

Или наоборот, повысить весь строй гитары за счет каподастра. Или использовать Каподастр-Паук, для того, чтобы сделать свой, удобный вам строй. О нем я кстати подробно рассказывал вот в этом видео.

__________________________________________________________________

Конечно же это далеко не все нюансы, но надеюсь эти рекомендации помогут вам в создании собственных аранжировок и послужат пищей для дальнейших размышлений.

Кстати, если есть еще какие-то идеи и мысли по поводу создания авторских аранжировок, обязательно напишите в комментариях.

© i-guitar.ru 03.02.2017 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.