Занятия на гитаре и иллюзии перфекционистов (by Adam Rafferty)

Недавно Адам Рафферти  написал новую статью, посвященную теме, которой я уже касался вот в этой статье про мотивацию . Речь идет прежде всего о самобичевании во время занятии на гитаре и поиске идеального результата.

Я не могу не поделиться с вами этой статьей http://www.adamrafferty.com/2016/12/26/practicing-guitar-and-the-illusion-of-perfection/#more-3535

И я сделал ее перевод на русский язык. Прочтите это внимательно. Здесь заложены очень мудрые, на мой взгляд мысли.

Поехали.

____________________________________________________________________

Занятия на гитаре и иллюзии перфекционистов (автор: Адам Рафферти)

«Многие из моих студентов на сайте StudyWithAdam.com посылают мне свои видео, и достаточно часто вместе с видео идет текст типо такого:

“Адам,я не могу сыграть эту композицию без ошибок, поэтому вот самый лучший результат, который я могу сделать…”

Во-первых…Я должен признаться. Во мне тоже есть такая черта 🙂

Я изо всех сил стараюсь играть “идеально” и хочу отрабатывать композиции еще и еще, пока не приближу их к совершенству настолько максимально, насколько могу.

Но в то же время, даже если я очень усердно занимаюсь — похоже все равно всегда остаются некоторые места, которые беспокоят меня. Или например, какие-то моменты могут круто получаться в один день, а на следующий уже кажутся мне чем-то абсолютно чужим и далеким.

Вот одно из недавних сообщений от моего студента Мартина… Посмотрите, что он написал мне:

marten-grab-1024x5761

“Я пытался (записать) несколько раз,  но, по-итогу, всегда делал хотя бы одну ошибку. Тем не менее, я решил все-таки записать это видео и посмотреть как ты его оценишь”

Я хотел бы рассмотреть эту идею перфекционизма и “совершенной игры без ошибок”.

Лекарство состоит в том, чтобы изменить свое представление в понимании термина “Идеальность”.

Большая часть текущей образовательной системы и общество в целом оценивает нас исключительно по принципу “без права на ошибку”.

Однако музыка не устроена таким образом. Возможно школа — да. Но реальная жизнь — нет.

Игра без ошибок, “киксов”, косяков это конечно же круто, но есть нечто большее, что гораздо важней, например ваш «звук» и ваше «музыкальное движение».

Позвольте мне поделиться с вами одной недавней ситуацией, которая открыла мне глаза на некоторые вопросы. Недавно я был в туре по Австралии вместе с моим хорошим другом Michael Fix и я занимался на гитаре просто как маньяк! Я пытался определиться как именно играть одну из моих аранжировок “Misty” с точки зрения использования правой руки.

Было 3 разных варианта:

1.Играть большим пальцем (без использования медиаторов)
2. Играть классическим медиатором, попутно используя пальцы (гибридная техника)
3. Использовать thumb pick (медиатор на большой палец)

У каждого варианта был свой положительный эффект в определенных частях мелодии, но зато некоторые другие части становились сложней, а то и вовсе неиграбельными.

Это была невыносимая развилка между грувом, звуком и комфортом для правой руки.

И вот я оказался в ситуации, словно открыл ящик Пандоры, в поисках этой самой “идеальности”.

Я никак не мог почувствовать себя в своей тарелке на все 100% с тех пор как стал метаться между этими 3 вариантами, не выбирая ни один из них. Я стал словно белка в колесе.

В один из вечеров, во время саундчека, я попросил Майкла послушать все 3 варианта “Misty” на полном концертном звуке еще до того как на площадку зашла публика.

Я был абсолютно уверен, что он услышит именно то, с чем я так долго борюсь и даст мне ясный, решающий для меня совет. После мне можно было бы расслабиться,да?

Как я и боялся…его глаза сияли, он хихикал и неважно какую технику я использовал — он сказал “Я не могу четко сказать разницу…Все это звучало в твоем стиле и звучало это ништяк!”

photo-300x3001

Мне пришлось только посмеяться над самим собой. Я хотел поныть и сказать ему, что он слушал недостаточно внимательно, но я знал, что ему как раз таки было все слышно более ясно и чисто.

Обращаю ваше внимание, что я потратил десятки часов будучи в тотальной одержимости, анализируя эти “3 радикально разных подхода”. И впадая в тотальное самобичевание в духе “О Боже, теперь мне нужно в корне изменить свой подход и учить заново все, что я играю!”

Так и все-таки… Что же в итогу слушатели действительно слышат?

Это мистика. Я могу вам с уверенностью сказать — они не слушают вас с позиции “анализа ошибок” и не ставят крестики на специальном листочке каждый раз, когда вы делаете ошибку.

Зрители слушают “поток (музыкальное движение)”… и существует 2 потока в музыке, которые теснейшим образом связаны — это мелодия и грув.

Маленькая картина против Большой картины.

Представьте, что вы едете на байке и наехали на небольшую кочку. Вы это почувствовали, но знает ли кто-то другой, что произошло? Конечно же нет — все остальные видят, как вы продолжаете ехать на байке.

Или представьте, что Мисс Америка или супермодель сломала кончик своего ногтя на мизинце и начинает подпиливать его. Для нее это большая проблема — но заметит ли кто-нибудь это и вообще это кого-нибудь парит? Я думаю, что нет.

Это не отговорка, чтобы сказать, что не надо заниматься и отрабатывать разные проблемные моменты для того, чтобы улучшать свой уровень игры. Нам всем конечно нужно делать свою “гитарную домашнюю работу”, — но запомните, во время записи, на сцене, в глазах и ушах слушателя — “музыкальное движение”  — это главный босс.

Можно ли отрабатывать это “движение (поток)”?

Самое лучшее средство — это осознать свои ошибки как “малозначимые”.

Я рекомендую прослушать запись того, как вы играете на записи, чтобы вы могли воспринимать свою игру как слушатель.

Я нашел идеальное для себя средство для занятий — это встроенное приложение “Диктофон” в моем iPhone.

stock-voice-memos-app-576x1024-169x3001

Когда я записываю себя во время занятий, то обычно это идет следующим образом.

Мое восприятие, когда я играю:

  1. Блин, чет хрень какая-то получается
  2. Медиатор звучит слишком жестко и нифига не качает.Где же грув??
  3. Тон мелодии недостаточно мягок

Мое восприятие, когда я слушаю:

1.Нифига себе! А это вовсе не так плохо было

2.Грув в норме, мелодия звучит

3. Блин, надо хрюкать и подпевать поменьше

4.Стоп! Перкуссионные удары что звучат так громко?

Когда вы слушаете себя на записи, вы слышите разные слабые стороны, о существовании которых возможно даже не подозревали.

А то, что вы думали  прозвучит так себе — может звучать вполне нормально.

Если вы можете стучать ногой в такт, когда слушаете свою запись, то скорее всего и ваши слушатели будут делать это.

В заключении.

Очень надеюсь, что эта идея о смене своей позиции относительно перфекционизма поможет вам простить себя и наслаждаться игрой на гитаре больше.

Попробуйте использовать приложение для записи в телефоне во время своих занятий. То, что вы услышите потом на записи в конечном итоге повлияет и на вашу игру, т.к.  у вас появятся новые приоритеты и направления для развития.

Дерзайте!

Adam Rafferty 26/12/16″

________________________________________________________________

Надеюсь эти мысли и идеи будут вам полезны! Проанализируйте свой подход к музыке. А вы корите себя за свои ошибки, недочеты итд?

Перевод с английского на русский — i-guitar.ru 30.12.2016 Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.